пятница, 24 июня 2011 г.

Мортимер Адлер "Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений" Мои заметки. Часть 2.

Фотографии книги Мортимера Адлера "Как читать книги" можно скачать по двум ссылкам:
1 часть книги
2 часть книги
Нет фото только списка Великих книг Западного мира, так как он есть в открытом доступе.


Искусство чтения и методика исследования - основные инструменты обучения и открытия нового.
Трудно выбирать между интеллектуальными и нравственными качествами, но если бы пришлось выбирать, я отдал бы свой голос нравственности, поскольку умом без нравственности можно злоупотребить, как и в том случае, когда человек получил знания и навыки, но не понимает своих целей.
Если людям недостает навыков в чтении и письме, их ущербность выражается в чрезмерной критичности к тому, что пишут другие.
Самый явный признак того, что вы читаете правильно и эффективно, - это усталость. Настоящее чтение требует интенсивной работы ума.
Обычно настоящее чтение - это тяжелая и медленная работа.
Пассивное чтение не приносит плодов. Оно использует мозг, как промокательную бумагу.
Читая, вы непременно думаете, а потому у вас всегда есть то, что можно выразить словами. Отчасти я читаю медленно, потому что веду дневник своих скромных интеллектуальных достижений. Я не могу перейти на следующую страницу, если не запишу мысль, которая пришла мне в голову при чтении текущей.
Таким образом вы сможете определить, что читали активно, по объему своих записей.
Книгу трудно понять с первого прочтения. Нужно возвращаться и перечитывать.
Всегда полезно подчеркивать ключевые слова и предложения по мере их появления в тексте. Более того, следует отмечать смежные значения, перечисляя отрывки, в которых ключевые слова используются в разных смыслах. Если автор противоречит сам себе – нужно отметить и выделить контексты.

Делать схемы, диаграммы, отражающие всю структуру книги.

Типы чтения

I. Ради развлечения

II. Ради познания.

A. Ради информации.

B. Ради понимания

Типы обучения.

I. Путем открытий: без учителя.

II. Путем получения знаний от другого: с помощью учителя.

А. У одушевленных учителей: лекции; слушание.

В. У неодушевленных учителей: книги; чтение.

Типы книг:

I. Пересказы и повторения содержания других книг.

II. Оригинальные сообщения.

Необходимо перед прочтением изучить содержание книги. Оглавление – аналог карты.

Часть первая здесь

1 комментарий:

  1. Просьба к автору публикации. Выложите, пожалуйста, 7, 10-11, 54-55 и 220-221 стр. книги, а то прочитать с имеющихся невозможно. Или, ещё лучше, в пдф. Спасибо.

    ОтветитьУдалить