Страницы

среда, 22 июня 2011 г.

Мортимер Адлер "Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений" Мои заметки.

Фотографии книги Мортимера Адлера "Как читать книги" можно скачать по двум ссылкам:
1 часть книги
2 часть книги
Нет фото только списка Великих книг Западного мира, так как он есть в открытом доступе.

Чтение бывает двух видов:
1. ради информации
2. ради понимания
Работа над книгой это:
Без посторонней помощи вы беретесь за книгу и упорно работаете над ней. Опираясь только на собственные умственные способности, вы изучаете текст таким образом, чтобы постепенно переходить от непонимания к пониманию. Такой переход, достигнутый путем умственной работы над книгой, называется чтением - таким видом чтения, который демонстрирует ваши способности к пониманию.
Условия для чтения с пониманием:
1. Изначальное неравенство в глубине понимания текста. Автор превосходит читателя, и его книга должна в доступном для чтения виде передавать то понимание, которого он уже достиг, а его потенциальные читатели - еще нет.
2. Читатель должен уметь преодолевать это неравенство, частично или даже полностью приближаясь к уровню автора. При достижении этого уровня сообщение понимается идеально.
Одним словом, учиться можно у тех, кто нас превосходит. Главное - знать, кто твои учителя и как у них учиться.

Правила чтения:
1. Умение выделять и истолковывать ключевые слова в книге.
2. Способность находить ключевые предложения и понимать их смысл.

Иметь информацию - значит знать некий факт. Понимать - значит осознавать дополнительные нюансы: почему так бывает, какова связь с другими фактами, чем они отличаются, в чем совпадают и так далее.
В истории образования люди всегда четко различали два источника знаний: учебу и открытие.
Учеба - это процесс, в ходе которого один человек обучает другого устно или письменно. Открытие - узнавание нового в результате поиска, исследования или размышления, но без участия учителя в этом процессе.
Открытие - это искусство чтения природы, а обучение (с учителем) - это искусство чтения книг или (если включать сюда и процесс слушания) искусство учиться благодаря словам.